Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья - страница 18


^ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ФИЗИКЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


Р.А. РАХМАТУЛЛИН

Rahmat92@mail.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Александровская средняя общеобразовательная школа»

Александровского района Оренбургской области.


^ Организация дистанционного обучения учащихся


С развитием компьютерной техники и средств связи появилась еще одна форма передачи знаний от учителя учащемуся – так называемая дистанционная. Дистанционное обучение чаще всего используется для получения дополнительного, т.е. не базового образования.

Проблемы в организации дистанционного обучения начинаются с самого основного – идентификации учащегося. Кто сидит за персональным компьютером и сдает диагностику – сам ученик или его приятель-отличник – проверить пока не представляется возможным. Поэтому дистанционные программы у нас включают в себя и обязательную очную сессию, в ходе которой учащиеся выполняют контрольные задания в Центре организации дистанционного обучения (ЦВР и ресурсный Центр Александровского РОО).

Дистанционное обучение предъявляет учащемуся довольно высокие требования. Прежде всего, от учащегося требуется большая самомотивация, ведь заставить себя учиться, сидя в уютной квартире, намного сложнее, чем в учебном кабинете. Кроме того, опытный учитель заранее знает, какие вопросы являются проблемными, чаще всего вызывают максимальное количество вопросов у учащихся, и уделяет им больше внимания. Но с появлением новых каналов связи в дистанционном обучении эта проблема мало-помалу исчезает. Курсы становятся все более интерактивными.

Дистанционное обучение, не отказываясь от очной сессии, значительно сокращает ее – до одного дня. Обычно во время этих встреч учащиеся проходят итоговую диагностику. «Чистое» дистанционное обучение, которое не предполагало бы встреч учащихся и учителей, найти практически невозможно.

Преимущество дистанционного обучения перед заочным – интерактивность общения с учителем. Ведь в отсутствие качественной обратной связи эффективность образовательного процесса весьма серьезно снижается.

Для организации дистанционного обучения используются специальная программа по предмету, основная и дополнительная литература. В программе указаны задания для самопроверки и тематической проверки, разнообразные дополнительные материалы. Там же учащийся может найти методические материалы и опорный конспект. Если у учащегося возникают какие-то вопросы, он всегда сможет общаться с учителем с помощью электронной почты или по телефону.

Основное достоинство дистанционного обучения – гибкость, позволяющая ученику самостоятельно выбирать время занятий и определять их интенсивность, находясь при этом в контакте с учителем. Ирина Агишева, обучающаяся в дистанционной форме, рассказывает, что график прохождения программы по физике предоставляет учащимся полную свободу выбора продолжительности изучения предметов. С одной стороны, это весьма удобно, с другой – в какой-то степени является демотивирующим фактором.

Качество учебных материалов – одно из главных проблемных мест такого обучения. Для его разработки учителям необходимо потратить больше времени. Высокое качество методических материалов является одним из главных преимуществ дистанционного обучения, с их помощью программы привлекают к себе учащихся. К примеру, недостаточно предложить электронный вариант конспекта. Для учащихся этого будет явно мало. Контрольные задания должны иметь ссылки, подсказки о том, где искать ответы на интересующие вопросы. Все должно работать на удобство восприятия материала и облегчать учащимся самостоятельное овладение им.


Разработка материалов курса физики для дистанционного обучения подталкивает учителя к повышению собственного уровня. Теперь нам, к примеру, приходится изучать основы дизайна, необходимые для обеспечения учащимя нормального восприятия учебного материала. Дистанционное обучение требует от учителя компьютерной грамотности, навыков работы с компьютерной техникой на более высоком уровне. В какой-то степени можно утверждать, что дистанционная форма обучения заставляет человека жить в будущем – в информационном обществе.

Обязательным элементом дистанционного обучения являются очные сессии (во время каникул). Их длительность зависит от целей программы и методики обучения. В основном, очные сессии используются для итоговой диагностики за учебный год.

Невозможно обучить физике, вообще не общаясь с учащимся, иначе дистанционное обучение подменяется самообразованием.

Дистанционное обучение экономит «неудобное» для учащегося время, но взамен требует больших усилий для овладения предметом.

Появление дистанционного обучения привело к изменению традиционной модели взаимодействия «учитель – учащийся», хотя все признаки обучения вообще наличествуют и в обучении дистанционном (то есть имеют место учащийся, учитель и образовательный процесс, в котором они участвуют).

Дистанционное обучение – обмен информацией между учителем и учеником (группой учеников). Учащемуся приписывается роль получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Затем результаты самостоятельной работы высылаются учителю электронной почтой, он оценивает качество и уровень усвоения материала.

Дистанционное обучение можно рассмотреть в качестве самостоятельной системы, одной из форм обучения.

Это наиболее перспективная модель, как показывает уже накопленная практика, причем применительно как к школьному образованию (профильные курсы, использование курсов ДО для углубления знаний, ликвидации пробелов в знаниях), так и к вузовскому.

Эта модель для школы изображена на схеме №1.

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся в учреждении дополнительного образования возможности освоения основных и дополнительных образовательных программ, реализация которых по физике, математике и информатике предусмотрена Положением о дистанционной школе «Спектр».

В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы знаний и базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие современный уровень требований на момент их использования, по своему объему и содержанию соответствующие требованиям Государственных образовательных стандартов по физике.

База знаний и база данных дистанционного обучения включают в себя издания на различных типах носителей: фонд основной учебной и учебно-методической литературы; фонд периодических изданий; фонд научной литературы, представленный периодическими научными изданиями по физике.

При дистанционном обучении школа обеспечивает каждому ученику возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения программы по физике или ее части. С целью обеспечения доступа обучающихся к базам знаний и базам данных дистанционного обучения школа должна иметь компьютерный кабинет, подключенный к Интернету.

При наличии дома у учащихся персональных компьютеров они могут работать в удобное для них время.

При дистанционном обучении учитель осуществляет научную и учебно-методическую помощь учащимся посредством консультаций.


^ Электронная почта в дистанционном обучении учащихся


Электронная почта (E-mail либо email, сокр. от electronic mail) – средство передачи сообщений или документов от одних пользователей другим без применения бумажного носителя. Один из сервисов сети Интернет.

Пересылка информации в дистанционном обучении играет роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. Обучение происходит синхронно в реальном времени (общие для удаленных учеников и педагога) и асинхронно (консультации) на основе электронной почты. Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования – основные черты дистанционного обучения этого типа, а его цель – творческое самовыражение удаленного ученика. Именно этот подход реализуется в деятельности школы для одаренных детей «Спектр» при Центре внешкольной работы.

Опираясь на опыт работы нашего Центра внешкольной работы с шестью школами Александровского района, можно сказать, что сегодня среди множества сервисов самым эффективным в дистанционном обучении является электронная почта. Поэтому необходимы интенсивная разработка и развитие новых педагогических технологий именно на базе электронной почты, что, на мой взгляд, гораздо важнее, чем пока малоуспешные попытки внедрения в школы более «продвинутых» средств типа видео- и ТВ-технологий.

В России дистанционное обучение начало развиваться с 1988 г. (Советско-американский проект «Школьная электронная почта»).

Каждый пользователь электронной почты имеет свой адрес и свой так называемый почтовый ящик в виде области памяти, выделяемой ему в памяти главной машины. В этот почтовый ящик поступают сообщения, адресованные данному пользователю, с которыми он может ознакомиться в любое удобное для него время. Такие сообщения могут быть не только текстовыми и графическими (рисунки, фотографии), но даже в виде аудио- и видеофрагментов. Удобство электронной почты, прежде всего, в том, что она не требует одновременного нахождения за компьютерами учителя и ученика. Такой режим обмена сообщениями называется асинхронным. При дистанционном обучении физике по электронной почте учитель может пересылать учащемуся различные учебные материалы, индивидуальные задания, инструкции, отвечать на его вопросы и получать от учащегося результаты выполнения контрольных заданий, его вопросы и пожелания. Значит, электронная почта предоставляет учителю возможность дистанционно осуществлять индивидуальное обучение школьника, обеспечивая его при этом каналом обратной связи, без которого процесс обучения не может быть полноценным.

С помощью электронной почты может быть налажено общение между учителем и учениками (рассылка учебных заданий, вопросы к учащимся и учителю). Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материалов, позволяет отслеживать историю переписки с учениками.

Текущий контроль и промежуточная аттестация учащихся осуществляются учителем с использованием электронной почты. Обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным, в котором учащийся периодически получал учебные и методические материалы и отсылал свои решения учителю. Обычно периодичность общения из-за медленной работы почты составляла не более одной посылки в месяц. Электронная почта работает значительно оперативнее. Тем самым обучаемому предоставляется возможность оперативной связи, а учителю – возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу.

Благодаря интерактивному стилю общения и оперативной связи дистанционное обучение открывает возможность индивидуализировать процесс обучения в зависимости от способностей ученика. Учитель может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать обучающемуся дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

Эффективной формой обучения и контроля является дистанционная олимпиада с творческими открытыми заданиями. Такое занятие проводится также с помощью электронной почты.

Дистанционная конференция по электронной почте требует разработки структуры и регламента обсуждения одной проблемы в рамках дистанционной переписки.


^ Папки учащихся в электронной почте


После регистрации в почтовой службе в почтовом ящике учащихся автоматически создаются стандартные папки: «Входящие», «Черновики», «Отправленные» и «Корзина».

По умолчанию все входящие сообщения поступают в папку «Входящие». Для того чтобы группировать сообщения по темам или другим признакам, учащиеся могут самостоятельно создавать папки. Работа с папками организована при помощи раздела «Все папки».

При входе в этот раздел система отобразит состояние всех папок, указав:

а) количество непрочитанных сообщений в каждой из папок;

б) общее количество сообщений в папке;

в) объем занятого папкой дискового пространства.

Несколько персональных папок понадобятся учащимся и в том случае, если они намерены производить автоматическую сортировку входящих сообщений с помощью фильтров.

Для просмотра содержимого папки просто нужно войти в нее и посмотреть список содержащихся в ней писем.

Для создания новой папки нужно вводить имя новой папки и нажать кнопку [Создать].

Для удаления или переименования папок нужно нажать ссылку «Редактировать», и после перехода на страницу «Редактирование папки», нужно воспользоваться кнопками [Удалить] или [Переименовать]. Стандартные папки редактировать нельзя.


^ Начало работы с электронной почтой


Сразу после входа в почтовую службу учащиеся могут увидеть данные, относящиеся к их учетной записи: имя пользователя и количество писем в папках.

Здесь же указаны максимальный размер почтового ящика учащегося (устанавливается администратором системы) и объем используемого в данный момент пространства (все, что занято его папками и сообщениями).

С начальной страницы учащиеся могут при помощи меню перейти к следующим разделам:

1. Работа с письмами (ссылки «Входящие» и «Написать письмо»).

2. Работа с папками (ссылка «Все папки»).

3. Работа с фильтрами: настройка правил обработки писем (меню Настройка – ссылка «Фильтры»).

4. Настройки пользователя (изменение личных данных) и почты (настройка интерфейса почты) – кнопка меню «Настройка».

Обычно для создания, отправки и получения сообщений электронной почты применяются специальные почтовые программы, такие, как Microsoft Outlook Express, Netscape Composer, The Bat и т.д. Другой популярный способ работы с почтой не предполагает использования специальной почтовой программы – достаточно обычного браузера. Посетителю достаточно зайти на почтовую страницу, чтобы отправлять и получать письма.


^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ


Е.Л. РОТТЕРДАМСКАЯ,

учитель истории

^ Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2» г.Оренбург


Условия возникновения проблемы и становления опыта связаны с процессом информатизации современного общества, который обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

Возникновение общества, насыщенного информацией и обеспеченного коммуникациями разного уровня, повлекло за собой серьезные трансформации в технологиях преподавания истории. Данный процесс ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса, интеграции современных образовательных и информационных технологий, что явилось условием для оптимизации процесса обучения истории.

Актуальность и перспективность выбранной проблемы состоит в том, что мы живем в век информации, которая лавиной обрушивается на нас, зачастую не давая времени толком разобраться в сути происходящих событий. И здесь нам на помощь приходят образовательные программы инновационного обучения. В основе этих программ лежит компетентностный подход, который включает надпрофессиональные компоненты: самостоятельность, умение принимать решения, творческий подход к делу и т.д. Инновация в образовании – внедрение новшеств, которые позволяют повысить эффективность процесса обучения и повысить качество результата. Эти цели сегодня могут быть достигнуты только благодаря использованию в процессе обучения ИКТ.

Внедрение ИКТ в практику школьного образования – одно из значимых направлений модернизации образования в стране. Необходимость обучения подрастающего поколения способам деятельности в информационном пространстве, формирования умений работать с информацией сегодня очевидно. Осуществить эту задачу можно только в условиях активного освоения и использования компьютера и информационных технологий в образовательном пространстве школы. Область инноваций определяется актуальными потребностями общества, родителей, учащихся, современного школьного образования, возможностями гимназии.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых креативного потенциала. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектной технологии и ИКТ, результатом которой становится не только конечный продукт (web-сайты, презентации), но и быстрота, гибкость, точность и оригинальность мышления, а также уверенность учащихся в себе самих.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс существенно меняет характер взаимодействия между учителем и учеником, ориентируя последнего на активное самостоятельное освоение знаний с помощью информационно-коммуникационных технологий. Деятельность педагога в этих условиях направлена не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения обучающегося в образовательном процессе.

Практическая значимость применения ИКТ при изучении истории проявляется в идее индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а также содержащие систему гиперссылок, позволяющих учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, дают возможность в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории использует образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, тематических карт и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Телекоммуникационные возможности Интернета планируется использовать для организации дистанционного обучения и общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета успешно используются учителем на уроках истории в режимах on-line.

Теоретической базой опыта являются исследования по проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в процессе образования Н.Ю. Пахомовой, Я.С. Быховского, Е.И. Пассова, Е.Н. Раинкиной, Н.В. Борисова, В.Б. Кузова, Е.В. Камаева.

Новизна внедрения опыта состоит в приобщении учащихся к созданию самостоятельных мультимедийный проектов по истории.

Технология опыта основана на этапности деятельности учителя, организации взаимодействия с учеником на паритетных началах, индивидуализации, дифференциации обучения, с опорой на самостоятельность деятельности ученика.

В процессе становления опыта можно проследить следующие этапы:

Результативность использования ИКТ можно увидеть:

Опыт в области внедрения ИКТ при изучении истории может быть использован педагогами общеобразовательных учреждений, студентами исторических факультетов.

Условиями для устойчивых положительных результатов в данном вопросе должны стать системность использования ИКТ, тщательный анализ и контроль за результатами деятельности учащихся. Применение инновационных образовательных ресурсов Интернет-пространства должно стать для учащихся целесообразной и закономерно необходимой.

^ УРОКИ ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СЕТИ ИНТЕРНЕТ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)


2313116248644504.html
2313174970023429.html
2313229109970120.html
2313321909236093.html
2313414217727595.html