Осиповичи



Осиповичский районный исполнительный комитет

Отдел идеологической работы


МАТЕРИАЛ

для информационно-пропагандистских групп


О некоторых вопросах социально-экономической ситуации в Республике Беларусь




Осиповичи
октябрь 2011


О некоторых вопросах социально-экономической ситуации в Республике Беларусь


1. Об объективных причинах возникновения некоторых трудностей в нашей экономике.

Нет нужды перечислять достигнутые результаты в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве жилья, здравоохранении, образовании и других сферах.

Но любой положительный результат имеет свою цену. Наша цена состоит в том, что дефицит внешней торговли товарами и услугами достиг в 2010 году 14 процентов от ВВП. Мы стали потреблять больше, чем производить.

И это не потому, что стали больше проедать. Сегодня мы - мировые рекордсмены по доле использования ВВП на накопление, то есть на развитие - на новое строительство, технологическое обновление и реконструкцию. Она достигла 40 процентов. Для справки: у наших соседей по СНГ эта доля составляет около 20 процентов, а у стран ЕС - чуть больше 19 процентов.

Учитывая, что Беларусь не обладает значительными запасами сырьевых ресурсов, многое приходилось импортировать. В связи с этим росло отрицательное сальдо во внешней торговле товарами и услугами.

Прежде всего, на это повлияли внешние факторы.

Из-за спекуляций с долларом и евро на мировых рынках цены на энергоносители поднялись до рекордных значений. За пять последних лет цена на природный газ для нашей страны выросла в 5 раз, на нефть - в 3 раза. Мы покупаем газ уже по 280 долларов США за тысячу кубометров, что больше внутрироссийских цен - нашего основного торгового партнёра - почти в 3 раза. Всего за половину 2011 года из-за роста цен на энергоресурсы сальдо взаимной торговли приросло в пользу России почти на 1,5 миллиарда долларов.

Нельзя не сказать и о ситуации с ввозом автомобилей. Это тоже своего рода наш социальный проект. Ведь можно было ввести новые пошлины ещё год тому назад. За первое полугодие ввезено почти 260 тысяч легковых автомобилей на сумму 2,2 млрд. долларов. Рост в 3 раза! Ровно половина всего отрицательного сальдо страны за этот период.

Но и в этих сложнейших условиях экономика работает. Темпы роста валового внутреннего продукта за восемь месяцев составили 109 процентов. Уровень регистрируемой безработицы находится на минимуме.

Для урегулирования ситуации была проведена серьёзная экспертная работа. Рассмотрены различные стратегии валютной курсовой политики, изучены предложения экспертов Народного банка Китая, Международного валютного фонда, Национальной академии наук Беларуси. Вариантов по сути было три.

^ Первый и самый простой - законсервировать текущее состояние.

Сегодня мы отчётливо видим, что этот вариант нам категорически не подходит. Если реальная экономика в целом ещё демонстрирует неплохие темпы роста, то в финансовом секторе и на валютном рынке все возможные риски и дисбалансы только нарастают, что в скором времени скажется и на экономике в целом.

^ Второй вариант - жёстко удерживать фиксированный курс. По этому пути мы уже шли.

При этом сохраняются большие риски повторения сложившейся ситуации из-за негибкости управления валютным курсом.

^ Мы остановились на третьем варианте - единый курс определять на основе спроса и предложения. Это - мнение Правительства, Национального банка, да и подавляющее большинство граждан считает такое решение правильным. Мы работаем в условиях объективных экономических законов и должны ими руководствоваться. Исходя из этого, разработан чёткий план по выходу на единый обменный курс белорусского рубля и социальной защите населения.

Решение принято с учётом всех имеющихся ресурсов. Мы не бросаемся "в омут с головой". Итоги работы экономики в первом полугодии дали объективную картину.

Проведённая в мае текущего года коррекция обменного курса стимулировала рост экспорта и сокращение импорта. И мы уже реально ощутили результаты этой коррекции.

Наши товары активно покупаются за рубежом. Поступление валютной выручки достигло своего исторического максимума и за семь месяцев составило почти 25 млрд. долларов США. При этом за май - июль 2011 года валюты в страну поступило на 1 миллиард больше, чем израсходовано. Есть устойчивая тенденция по выходу на положительное сальдо внешней торговли.

В последние месяцы мы научились жить, не расходуя золотовалютные резервы. И это результат не столько валютных ограничений, сколько коррекции проводимой макроэкономической политики.

До конца года в страну кроме экспортной выручки будет дополнительно привлечено не менее 5 миллиардов долларов США на выгодных для страны условиях от стратегических инвесторов. Чётко просчитаны и другие источники.

В тоже время Глава государства верно отметил: "...если кто-то надеется, что завтра, как по мановении руки, на вас, или на нас свалится "манна небесная", то это - глубокое заблуждение. Простого и легкого рецепта по выходу из ситуации нет и быть не может. Я бы точнее сказал, рецепт определенный, но он всегда нелегкий для любой страны, которая сталкивается с подобными трудностями".

^ 2. О мерах по стабилизации макроэкономической ситуации и сокращению отрицательного сальдо платежного баланса.

В целях макроэкономической ситуации стабилизации и сокращению отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса Правительством и Национальным банком в настоящее время реализуется комплекс мер, направленных на ужесточение денежно-кредитной политики и ограничение совокупного внутреннего спроса.

В области денежно-кредитной и валютной политики данные меры предусматривают следующее.

^ Переход на единый курс рубля на всех сегментах валютного рынка и либерализацию курсовой политики.

В связи с этим с 14 сентября 2011г. введен новый порядок совершения валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке. Торги иностранной валютой осуществляются на основной и дополнительной торговых сессиях на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа". В рамках основной торговой сессии можно приобрести иностранную валюту для оплаты лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также для оплаты за поставленные в Республику Беларусь природный газ и электрическую энергию. По итогам торгов на основной торговой сессии определяется официальный курс белорусского рубля.

В рамках дополнительной торговой сессии на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", обменный курс на которой формируется из спроса и предложения, субъекты хозяйствования могут приобрести валюту для прочего импорта.

Значительно возросли обороты по валютно-обменным операциям на наличном валютном рынке, особенно по операциям продажи населением иностранной валюты. По предварительным оперативным данным, за 14 - 21 сентября 2011 г. банками куплено у физических лиц 124,2 млн. долларов США, 20,4 млн. евро и 1052 российских рублей, продано физическим лицам - 19,5 млн. долларов США, 2,6 млн. евро и 84,2 млн. российских рублей. В результате, банками на чистой основе куплено у населения 104,7 млн. долларов США, 17,8 млн. евро и 967,9 млн. российских рублей.

Для увеличения поступления валютной выручки в страну Национальным банком приостановлена выдача субъектам хозяйствования разрешений на продление сроков поступления экспортной выручки от внешнеторговой деятельности.

Впоследствии обменные курсы на основной и дополнительной торговой сессиях будут сближаться. Таким образом, будет обеспечен выход на единый курс белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка.

Помимо этого, в соответствии с постановлением Правления Национального банка от 7 сентября 2011 г. № 366 отменены установленные предельные значения обменных курсов, по которым осуществляются покупка-продажа и конверсия иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

^ Обеспечение положительного значения процентных ставок денежного рынка и создание привлекательных условий для притока депозитов в банковский сектор.

За 8,5 месяцев 2011 г. ставка рефинансирования повышалась 9 раз (с 10,5 до 30 процентов годовых).

Процентные ставки по инструментам поддержки НБРБ составляют 37 процентов годовых. Ставки по депозитам в начале сентября в большинстве белорусских банков превысили 35 процентов годовых, в нескольких банках достигли 40 процентов. Кроме того, банками приняты активные меры по повышению доходности депозитов, в том числе, путем перезаключения договоров по ранее размещенным рублевым вкладам с более низким процентным доходом, на новые вклады с более высокими процентными ставками.

Увеличение процентных ставок способствовало привлечению рублевых вкладов населения в банки. Рублевые депозиты физических лиц за 14 дней сентября 2011 г. выросли на 520 млрд. рублей (на 5 процентов), в том числе срочные - на 42,3 млрд. рублей (0,6 процента). В дальнейшем процентная политика будет нацелена на решение задач обеспечения сохранности рублевых вкладов в банках, повышение доверия к национальной валюте.

^ Сокращение объемов денежной эмиссии Национального банка и финансирования госпрограмм.

Реализуемые меры по ужесточению эмиссионного кредитования Национальным банком предусматривают ограничение чистого эмиссионного кредитования государственных программ в 2011 г. в пределах 4 процентов ВВП, а с 1 июня 2011 г. полностью прекращено эмиссионное кредитование госпрограмм и сокращены до 7 дней сроки рефинансирования банков.

В связи с этим Главой государства отметил: "...категорически требую от Национального банка и Правительства - никакой эмиссии. Все стройки, проекты и прочее должно финансироваться за счет здоровых неэмиссионных источников".

Кроме того, в целях совершенствования механизма финансирования государственных программ и повышения ответственности заемщиков по возврату кредитов Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 создан ОАО "Банк развития" - специализированный финансовый институт, деятельность которого направлена на рациональное использование бюджетных средств и банковских ресурсов, а также снижение банковских рисков при реализации государственных программ в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь и Правительства.

В настоящее время формируется уставный фонд банка, а также утверждается перечень активов банков, подлежащих приобретению Банком развития.

^ Совершенствование порядка обязательной продажи иностранной валюты экспортерами.

В рамках осуществляемых мер по макроэкономической стабилизации и урегулированию ситуации на валютном рынке, а также в целях создания равных условий для всех экспортеров Указом Президента Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 326 отменен ряд существовавших льгот по обязательной продаже иностранной валюты. Кроме того, приняты решения о запрете бартерных расчетов и расширен перечень валют, входящих в список подлежащих обязательной продаже.

^ Наращивание международных резервных активов.

С прекращением Национальным банком с 1 июня текущего года интервенций, на протяжении июня - августа 2011 г. наблюдался рост международных резервных активов. В целом по состоянию на 1 сентября 2011 г. международные резервные активы Республики Беларусь составили 4604 млн. долларов США.

В целях обеспечения выхода на единый равновесный курс белорусского рубля на очередном совещании по вопросам социально-экономического развития Главой государства дан ряд поручений Правительству, Национальному банку органам государственного управления.

Так, Правительству необходимо принять действенные меры по возврату в страну валютной выручки, обеспечить снижение внешней дебиторской задолженности к концу 2011 года до уровня не более 2 млрд. долларов США.

Национальному банку поручено принять необходимые меры по обеспечению свободной купли-продажи иностранных валют в обменных пунктах после открытия дополнительной сессии торгов на валютной бирже по рыночному курсу с организацией порядка работы обменных пунктов, исключающего возможность совершения гражданами правонарушений.

В этих целях с 1 ноября 2011 г. будет введена электронная система учета покупки гражданами иностранных валют при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Для ограничения оттока денежных средств из банковской системы будет предусмотрена возможность беспрепятственного перевода гражданами вкладов в белорусских рублях во вклады в иностранных валютах без проведения дополнительных операций по конвертации наличной иностранной валюты.

В целях решения существующих проблем у граждан, ранее получивших кредиты в иностранной валюте, Национальный банк рекомендовал коммерческим банкам реструктуризировать выплаты населения по валютным кредитам с учетом целевого назначения этих кредитов.

^ 3. О необходимости сохранения реальных доходов граждан.

Чтобы поддержать население, одновременно с выходом на единый курс уже большей частью осуществлены разовые выплаты работникам бюджетной сферы материальной помощь в размере 500 тыс. рублей для сезонной закупки сельхозпродукции.

Продолжится выполнение предусмотренных законодательством обязательств государства по индексационным выплатам. Затем будет повышена тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций.

Пособия семьям, воспитывающим детей, будут ежеквартально расти. Кроме того, с IV квартала этого года увеличены в два раза единовременного пособия в связи с рождением ребёнка.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» размеры единовременных и ежемесячных пособий зависят от величины бюджета прожиточного минимума, утвержденного Советом Министров Республики Беларусь (с 1 августа 2011г. по 31 октября это - 442 360 рублей.

С 01.10.2011 увеличены размеры единовременных пособий при рождении первого ребенка с 5 до 10-кратного БПМ, утвержденного на дату рождения ребенка, а при рождении второго и последующих детей с 7 до 14-кратного БПМ (с 1 октября – 4 423 600 рублей, 6 193 040 рублей соответственно).

По уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере БПМ.

Размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей, как правило, пересчитываются с 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Многодетным семьям предоставляется финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам после ввода жилых домов в эксплуатацию (приобретения жилых помещений). Размер финансовой помощи составляет:

при наличии троих несовершеннолетних детей – 50 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам, четверых – 70, пятерых и более – 100 процентов.

Семьям при рождении (усыновлении, удочерении) третьего и последующих детей после заключения кредитного договора финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам предоставляется исходя из количества несовершеннолетних детей на дату рождения (усыновления, удочерения) ребенка.

Не останутся без внимания и неработающие пенсионеры. Им также оказана материальная помощь в размере 500 тысяч рублей. С 1 ноября 2011г. будет произведен перерасчёт трудовых пенсий, исходя из средней заработной платы работников за III квартал 2011 года.

Для оказания адресной государственной помощи особо нуждающимся в бюджете предусмотрено порядка 70 млрд. рублей.

Как сказал Глава государства: "Я уверен, что совместными усилиями мы преодолеем временные трудности и продолжим наше поступательное развитие. Это будет достойный ответ тем, кто утверждает, что белорусская модель себя исчерпала. Никакого отхода от того курса, который определен нами и утвержден на Всебелорусском народном собрании, нет и быть не может. У нас государство для людей. И мы должны сделать максимум для того, чтобы люди в нем жили".


^ Информационнно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь


Об итогах работы отраслей народного хозяйства района за 9 месяцев 2011 года


Промышленность, внешнеэкономическая деятельность

За 9 месяцев 2011 года промышленностью района произведено продукции в действующих ценах на сумму 781,5 миллиарда рублей или 171,4 процента к уровню соответствующего периода 2010 года.

Все промышленные организации обеспечили рост объемов промышленного производства в фактических отпускных ценах к уровню 2010 года.

Удельный вес запасов готовой продукции на складах в процентах к среднемесячному объему производства продукции в фактических отпускных ценах по подведомственным организациям по состоянию на 1 октября 2011 г. составил 9,6 процента (задание на январь-сентябрь 2011 года 48 процентов).

Показатель по энергосбережению за январь-август 2011 года составил в сопоставимых условиях минус 4,4 процента при годовом задании минус 6 процентов.

Объем экспорта товаров за январь-август 2011 года по району составил 42 миллиона 281 тысяча долларов США или 113 процентов к соответствующему периоду 2010 года при прогнозе 122,3 процента. Доля стран СНГ в экспорте товаров по району составляет 80,3 процента, доля России в объеме экспорта товаров стран СНГ – 64,2 процента. Объем импорта товаров – 57 миллионов 348 тысяч долларов США или 225 процентов. Сложилось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в сумме 15 миллионов 67 тысяч долларов США при годовом прогнозе плюс 8,5 миллиона долларов США.

Объем экспорта товаров по организациям, подчиненным местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам, и юридическим лицам без ведомственной подчиненности составил 31 миллион 138 тысяч долларов США или 117,9 процента при прогнозе 119 процентов. Объем импорта товаров – 50 миллионов 667 тысяч долларов США или 248,4 процента. Сложилось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в сумме 19 миллионов 530 тысяч долларов США при годовом прогнозе минус 5,6 миллиона долларов США.

Экспорт услуг по району за январь-август 2011 года составил 270,6 тысячи долларов США или 149 процентов к соответствующему периоду 2010 года при прогнозе 125,4 процента, импорт услуг – 1887,9 тысячи долларов США или в 9,7 раза превышает уровень 2010 года. Сальдо внешней торговли услугами сложилось отрицательное в сумме 1617,3 тысяч долларов США при годовом задании 200 тысяч долларов США.

Экспорт услуг по организациям, подчиненным местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам, и юридическим лицам, без ведомственной подчиненности за январь-август 2011 года составил 152,2 тысячи долларов США или 149,5 процента при прогнозе 116 процентов, импорт услуг – 1817,9 тысячи долларов США или в 22,8 раза превышает уровень 2010 года. Сальдо внешней торговли услугами сложилось отрицательное в сумме 1665,7 тысячи долларов США при годовом задании 0.


Сельское хозяйство

Темп роста объемов производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к уровню прошлого года составил 102 процента при задании 107,7 процента, в том числе в сельскохозяйственных организациях – 102,8 процента при прогнозе 113,4 процента, население – 100,8 процента.

Менее 100 процентов к аналогичному периоду прошлого года произведено валовой продукции в СПК «Колхоз имени Черняховского» (92,1 процента), «Ясень» (94,4 процента), «Березина» (96,5 процента).

За 9 месяцев произведено 25789 тонн молока или 96 процентов к соответствующему периоду прошлого года. В среднем от одной коровы получено 3682 кг молока. Снижение продуктивности дойного стада допущено всеми хозяйствами.

За 9 месяцев текущего года хозяйствами района было реализовано на ОАО «Осиповичский молочный комбинат» молока высшим и первым сортом 52,8 процента (прошлый год - 86,5 процента), экстра – 47,2 процента (прошлый год - 13,5 процента).

Производство (выращивание) скота в живом весе за отчетный период составило 2933,5 тонны или 103,6 процента. Среднесуточные привесы скота на выращивании и откорме составили по крупному рогатому скоту 631 грамм (92,8 процента), свиней – 429 граммов (104,1 процента).

За 9 месяцев 2011 года закуплено у населения 328 голов молодняка крупного рогатого скота или 94 процента к годовому заданию, закуплено молока – 926 тонн или 89 процентов к заданию.

Намолочено зерна в бункерном весе (без кукурузы) 29343 тонны или 116,9 процента к соответствующему периоду прошлого года. Урожайность с 1 га убранной площади составила 32,6 ц/га или больше прошлогоднего на 3 центнера.

На 1 октября 2011 года сельскохозяйственными организациями заготовлено кормов из трав 46321 тонна кормовых единиц, что на 11,6 процента больше, чем было заготовлено за этот же период в прошлом году. В расчете на условную голову скота приходится 27,6 центнера кормовых единиц, что выше уровня прошлого года на 1,4 центнера.


Инвестиционная деятельность

За 9 месяцев 2011 года за счет всех источников финансирования в Осиповичском районе освоено 319,3 миллиарда рублей инвестиций в основной капитал или 152,2 процента к соответствующему периоду 2010 года.

Привлечено инвестиций в основной капитал по организациям, подчиненным местным исполнительным и распорядительным органам либо в которых эти органы осуществляют управление акциями, в сумме 101 миллиард рублей или 166,1 процента к уровню 2010 года. По организациям, не имеющим ведомственной подчиненности, привлечено 153 миллиарда рублей инвестиций в основной капитал, что в 3,4 раза превышает уровень 2010 года.

По коммунальным унитарным предприятиям, хозяйственным обществам, в которых район, обладает акциями (долями в уставном фонде) в размере более 50 процентов, использовано инвестиций на сумму 47,3 миллиарда рублей при годовом задании 90 миллиардов рублей.

За январь-август 2011 года привлечено прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги) на сумму 6,6 миллиона долларов США при годовом задании 40 миллионов долларов США.

В районе за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 20 тысяч 353 квадратных метра жилья, что составляет 49,6 процентов годового задания. В сельскохозяйственных организациях введено в эксплуатацию 27 одноквартирных жилых домов общей площадью 2 тысячи 991 квадратный метр.

За собственные средства населения введено 2 тысячи 250 квадратных метров жилья.

За счет кредитных средств и средств застройщиков введены в эксплуатацию многоквартирные жилые дома общей площадью 15 тысяч 112 квадратных метров.

На строительстве инженерных сетей освоено 7 миллиардов 397 миллионов рублей.

Подрядной организацией ведется строительство объекта «Терапевтический корпус на 100 коек по ул. Октябрьской, 2 в г. Осиповичи». Выполнено работ по данному объекту на сумму 2 миллиарда 295 миллионов рублей.

Ведутся работы по объекту «Строительство водопроводных сетей д. Вязье», освоено 27,6 миллиона рублей.

По объекту «Строительство станции обезжелезивания в д. Вязье» освоено 8,6 миллиона рублей.

По объекту «Строительство сетей и сооружений водоснабжения в д. Липень» освоено 38,8 миллиона рублей.


Розничный товарооборот, развитие торговой сети, бытовые услуги

За январь – сентябрь 2011 года объем розничного товарооборота торговли и общественного питания через все каналы реализации составил 269,4 миллиарда рублей или 117,8 процента к январю – сентябрю 2010 года в сопоставимых ценах. В том числе объем розничного товарооборота торговли через все каналы реализации составил 259,7 миллиарда рублей или 118,3 процента к январю – сентябрю 2010 года в сопоставимых ценах (задание на январь-сентябрь 2011 года 113,5 процента), из него по официально учитываемым предприятиям – 200,4 миллиарда рублей, что составляет 116,7 процента к сопоставимой базе 2010 года. Объем розничного товарооборота общественного питания составил 9,7 миллиарда рублей или 107,5 процента к январю – сентябрю 2010 года в сопоставимых ценах (задание на январь-сентябрь 2011 года 112 процентов).

На душу населения района розничный товарооборот торговли и общественного питания через все каналы реализации составил 5261,6 тысячи рублей, при среднеобластном показателе без городов Могилева и Бобруйска – 5009,9 тысячи рублей.

Из 22 учитываемых субъектов хозяйствования, осуществляющих торговую деятельность, 17 или 77,3 процента обеспечили рост товарооборота к январю – сентябрю 2010 года, из 8 субъектов хозяйствования, осуществляющих общественное питание – 6 или 75 процентов.

В течение января – сентября 2011 года в районе обеспечен прирост торговых площадей на 1763 квадратных метра при задании на 2011 год 2000 квадратных метров, посадочных мест в торговых объектах общественного питания – на 54 посадочных места при задании на 2011 год 100 посадочных мест.

За январь-август 2011 года объем бытовых услуг населению через все каналы реализации составил 7,2 миллиарда рублей или 104,3 процента к уровню аналогичного периода 2010 года в сопоставимых ценах (задание на январь-сентябрь 2011 года 111,4 процента), в том числе по официально учитываемым предприятиям темп роста составил 100,1 процента или 3,9 миллиарда рублей.

На душу населения оказано бытовых услуг на сумму 140, 1 тысячи рублей при среднеобластном показателе без городов Могилева и Бобруйска – 121,9 тысячи рублей.


Финансовое состояние

За январь - август 2011 года субъектами хозяйствования района получена выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в сумме 1119,8 миллиарда рублей или 160,4 процента к уровню аналогичного периода предыдущего года.

Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг сложилась в сумме 90,7 миллиарда рублей или 253,2 процента к январю-августу 2010 года. Рентабельность реализованных товаров, продукции, работ, услуг по району составила 10 процентов (за январь-август 2010 года – 6,1 процента). Рентабельность продаж выросла с 5,1 процента за 8 месяцев 2010 года до 8,1 процента за 8 месяцев 2011 года. Чистая прибыль по району за январь - август 2011 года составила 46 миллиардов рублей, за аналогичный период прошлого года – 29,1 миллиарда рублей.

За 8 месяцев 2011 года 3 организации или 6,7 процента учитываемых сработали с убытком в размере 8 миллиардов 316 миллионов рублей: СЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод» (7879 млн. рублей), частное дочернее лечебно-профилактическое унитарное предприятие «Детский санаторий Свислочь» (191 млн. рублей), УКДПП «Осиповичиремстрой» (246 млн. рублей). За 8 месяцев 2010 года 2 организации или 4,4 процента допустили убытки в размере 7 миллиардов 470 миллионов рублей.

По состоянию на 1 сентября 2011 года кредиторская задолженность по району составила 240,1 миллиарда рублей, дебиторская – 240,9 миллиарда рублей. В общей сумме дебиторской и кредиторской задолженности удельный вес просроченной составляет 4,9 процента.

За январь-август 2011 года средняя заработная плата работников по району составила 1539,1 тысячи рублей, за август – 1837 тысяч рублей. Темп роста средней заработной платы к соответствующему периоду прошлого года составил соответственно 151,9 процента и 157 процента. Установленное задание на январь - август 2011 года в сумме 1506,1 тысячи рублей выполнено на 102,2 процента, на август – 1684 тысячи рублей - на 109,1 процента.

За 9 месяцев 2011 года в управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома по вопросу трудоустройства обратилось 1500 человек, из них признано безработными 730 человек, трудоустроено 1067 человек, из них безработных - 525 человек. По состоянию на 1 октября 2011 года официальный статус безработного имели 132 человека.

Уровень безработицы по состоянию на 1 сентября 2011 года составил 0,7 процента при задании 1,1 процента.

За 9 месяцев 2011 года создано 609 рабочих мест при годовом задании – 670 рабочих мест.

За январь-сентябрь 2011 года в районе зарегистрированы 32 новые коммерческие организации при годовом задании 35 единиц.

^ Отдел экономики райисполкома


Социальная политика в области повышения реальных доходов населения


Главной целью социально-экономического развития государства является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения.

В рамках ее достижения в республике проводится целенаправленная государственная политика, направленная на обеспечение поступательного роста реальных денежных доходов населения и эффективную поддержку социально уязвимых категорий граждан.

Государственная политика в области оплаты труда на современном этапе отличается расширением прав субъектов хозяйствования в вопросах формирования условий оплаты труда своих работников. В настоящее время законодательством в области оплаты труда сняты практически все ограничения, а нанимателям предоставлены широкие возможности в применении различных систем оплаты труда, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности.

За январь-август 2011 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по Осиповичскому району составила 1539,1 тыс. рублей, в том числе в августе – 1838 тыс. рублей. По сравнению с аналогичными периодами прошлого года размер заработной платы увеличился соответственно в 1,5 и 1,6 раза. По отношению к январю текущего года среднемесячная заработная плата по городу увеличилась в августе на 513,7 тыс. рублей, или на 38,8 %.

В городе установлена система контроля за выполнением организациями требований законодательства по обеспечению своевременной выплаты заработной платы.

^ Важнейшей составляющей социальной политики является пенсионное обеспечение. В настоящее время в управлении по труду, занятости и социальной защите города различные виды пенсий получают около 14 тысяч человек.

Предусмотренный законодательством механизм корректировки размеров пенсий позволяет регулярно, в зависимости от повышения бюджета прожиточного минимума и роста средней заработной платы работников в республике, производить перерасчеты пенсий и поддерживать их в сложившемся соотношении с уровнем заработной платы.

С начала 2011 года произведено 3 перерасчета пенсий в связи с изменением бюджета прожиточного минимума (февраль, май, август), при этом перерасчету подлежали минимальные и социальные пенсии, все надбавки и повышения, предусмотренные действующим законодательством. Также в текущем году 2 раза (июнь, август) были повышены трудовые пенсии.

Очередное повышение всех видов пенсий произойдет в ноябре.

Средний размер пенсии по городу в октябре составляет 755 тыс. рублей, в том числе трудовых пенсий по возрасту – 761 тыс. рублей.

В целях дополнительной поддержки отдельных категорий неработающих граждан в июле 2011 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 июня 2011 г. № 263 неработающим получателям пенсий была выплачена единовременная материальная помощь в размере положительной разницы между двукратной величиной бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах марта 2011 г. (686520 руб.) и размером назначенной пенсии, но не более 150 000 рублей.

Нуждающимся пенсионерам и инвалидам также предоставляется материальная помощь из средств Фонда социальной защиты населения. В текущем году данный вид помощи был оказан 191 человеку на сумму 28,7 млн. рублей.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2011 г. № 417 в сентябре текущего года была выплачена единовременная материальная помощь для сезонной закупки сельскохозяйственной продукции в размере 500 000 рублей всем неработающим получателям пенсий, а также получателям пособий. Через систему социальной защиты города материальную помощь получили свыше 8300 человек. Кроме этого, в соответствии с Указом № 417 единовременная материальная помощь была выплачена работникам бюджетных организаций, военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля. В соответствии с Указом руководителям организаций, на работников которых не распространялось его действие, было рекомендовано выплатить единовременную материальную помощь работникам исходя из финансовых возможностей организаций.

В целях оказания временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, а также содействия гражданам в преодолении трудной жизненной ситуации в республике создана система государственной адресной социальной помощи. Адресная помощь предоставляется в виде ежемесячного социального пособия и (или) единовременного социального пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности, на оплату (полностью или частично) жилищно-коммунальных услуг, а также в виде социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации.

За девять месяцев 2011 года адресная помощь была оказана 1189 жителям города на общую сумму 378,3 млн. руб.

Особое внимание государством уделяется поддержке семей, воспитывающих детей. Существующая система поддержки включает выплату различных видов пособий, включая пособия по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на детей старше 3 лет и др.

При этом с 1 октября текущего года размеры пособий в связи с рождением ребенка были увеличены в два раза: на первого ребенка – с 5 до 10 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения, на второго и последующего – с 7 до 14 бюджетов.

Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы в 2012 году предусмотрено дальнейшее повышение размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Если сейчас это пособие поставляет 100 процентов бюджета прожиточного минимума (442 360 рублей), то в следующем году его размер планируется повысить: на первого ребенка – до 35 процентов сред­немесячной заработной платы в республике, на второго и последующих детей – до 40 процентов среднемесячной заработной платы.

Семьи, у которых среднедушевой доход в месяц (за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения) не превышает 100 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, а также семьи при рождении тройни и более детей без учета совокупного дохода, имеют право на бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни. С начала текущего года по городу бесплатным питанием обеспечено 265 детей на сумму 275,9 млн. рублей.

В соответствии с решением Могилевского областного Совета депутатов от 19.08.2011 на подготовку детей к школе была оказана материальная помощь 349 многодетным семьям, в которых воспитывается 674 ребенка, на общую сумму 150,3 млн. рублей.

^ Безработным гражданам на период поиска постоянной работы обеспечиваются государственные социальные гарантии в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи. При назначении пособия и определении его размера учитывается основание увольнения с последнего места работы, стаж работы, количество оплачиваемых календарных недель в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработного, наличие иждивенцев. Размер пособия по безработице индексируется в порядке, установленном законодательством.

Всего в 2011 году пособие по безработице было назначено 257 безработным, материальную помощь получили 62 человека. На выплату пособия по безработице и оказание материальной помощи израсходовано 73,4 млн. рублей.


^ Управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома


Обеспечение пожарной безопасности в жилом секторе


За 9 месяцев текущего года в Могилёвской области произошло 785 пожаров, на которых погибло 114 человек, в том числе 1 ребенок. Травмировано 28 человек, в том числе 2 ребенка. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года гибель людей на пожарах выросла на 87 % .

Основными причинами возникновения пожаров послужили: неосторожное обращение с огнём – 399 пожаров; нарушение правил устройства и эксплуатации отопительного оборудования – 117, электрооборудования – 112; детская шалость с огнем – 21 пожар.

Наиболее неблагоприятная обстановка с гибелью людей на пожарах сложилась в: Бобруйском (9 чел.), Глусском (4), Горецком (8), Дрибинском (3), Кировском (3), Климовичском (8), Кличевском (3), Кричевском (4), Круглянском (5), Могилевском (10), Осиповичском (10), Хотимском (3), Чериковском (3), Шкловском районах(13), в г. Могилеве (11 чел.).

За девять месяцев текущего года в Осиповичском районе произошел 51 пожар, в огне погибло 10 человек, из них 9 пожаров произошло по причине нарушений при устройстве, монтаже и эксплуатации печного отопления.

Проблема стоит очень остро, т.к нередко пожар оборачивается травматизмом и гибелью людей. По статистике виновниками и жертвами «печных» пожаров становятся в основном пенсионеры, инвалиды и одинокие старики.

Так, 02 февраля 2011 года произошел пожар в жилом доме по адресу: ул.Комсомольская, д.57, п.Татарка, Осиповичского района. В результате пожара огнем повреждена кровля жилом дома по всей площади. При проведении проверки по факту пожара было установлено, что дымовая труба отопительной печи в чердачном помещении имела неоштукатуренный горизонтальный участок (боров), в конструкции которого имелись сквозные трещины в кладке кирпича (местами кирпичи в кладке отсутствовали). Со слов домовладельца при капитальном ремонте печи дымоход в чердачном помещении не ремонтировался. Сквозные отверстия в ней способствовали распространению огня и привели к потере ( в прямой смысле слова) крыши над головой.

6 января 2011 года произошел пожар в жилом доме по адресу: ул. Верезинская, д. 13, кв. 2, д.Дуброва, Осиповичского района. Отопительная печь в жилом доме была выполнена без нормированной противопожарной разделки в месте пересечения потолочного перекрытия в конструкции которой имелись сквозные трещины в кладке кирпича. Со слов домовладельца капитальный ремонт печей не производился на протяжении 25 лет.

Ежегодно с наступлением осенне-зимнего периода, существенно возрастает количество пожаров, происходящих по причине нарушения правил пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации печного отопления. Только в этом году их зарегистрировано 117.

18 февраля т.г. произошла трагедия, унесшая жизнь двухлетнего мальчика в д. Николаевка Шкловского района. Около 10 часов вечера 21- летняя мать, уложив малыша спать на печи, ушла к соседям, а когда вернулась (с ее слов через 15-20 мин), весь дом был наполнен едким дымом. Женщина попыталась спасти ребенка, который, еще находился в сознании и звал на помощь. Однако из-за сильного задымления проникнуть в помещение женщина не решилась. Причиной гибели ребенка послужило нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления.

^ По аналогичной причине произошел пожар в октябре 2010 года в г.п. Белыничи. Тогда погибла годовалая девочка.

Чаще всего жертвами «печных пожаров» являются инвалиды и одиноко проживающие престарелые люди.

Так, 87-летняя бобруйчанка, проживающая в частном жилом доме, редко выходила из дома. Уход за ней осуществляли родственники, живущие неподалеку. 15 января вечером они протопили бабушке печь, утром же следующего дня случайный прохожий увидел, как из-под кровли жилого дома вырываются языки пламени, вызвал подразделение МЧС. Прибывшими спасателями была обнаружена хозяйка без признаков жизни.


Основные причины пожаров от печного отопления:

- эксплуатация печного отопления, имеющего трещины, с неисправными топочными дверцами;

- топка печи с открытой топочной дверцей;

- отсутствие нормативной отступки стенок печи от горючих конструкций, нормативной разделки дымохода в месте его прохождения через перекрытие;

- использование в пределах чердака в качестве дымоходов керамических, асбестоцементных и металлических труб;

- отсутствие перед топочной дверцей металлического предтопочного листа;

- складирование непосредственно на печах и на расстоянии менее 1, 25 м от топочных отверстий топлива, одежды и других горючих веществ и материалов;

- несвоевременная очистка дымохода от сажи;

- "перекал" печи - топка печи 1 раз в день длительное время;

- оставленные без присмотра топящиеся печи.

^ Многие домовладельцы и квартиросъемщики используют электронагревательные приборы - нередко кустарного производства. Именно эти электроприборы, особенно с открытыми спиралями, установленные в непосредственной близости от горючих материалов, становятся потенциальными источниками пожаров, а иногда и гибели людей.

В частном жилом доме д. Зуи Кричевского района на пожаре погибли двое мужчин: 64-летний хозяин домовладения и его знакомый. Причиной трагедии послужило нарушение правил эксплуатации электрооборудования - в комнате возле кровати стояла электрическая плитка, которую мужчина использовал для обогрева помещения.

Для того чтобы избежать пожара по причине нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования, запрещается:

- эксплуатировать неисправное электрооборудование;

- использовать провода и кабели с поврежденной или утратившей свои защитные свойства изоляцией;

- применять для целей отопления, сушки и приготовления пищи самодельные электронагревательные приборы не заводского (кустарного) изготовления (электропечи, электролампы накаливания);

- оставлять под напряжением неизолированные электрические провода, кабели и неиспользуемые электрические сети;

- пользоваться поврежденными (неисправными) коммутационными аппаратами, аппаратами защиты, разъемными контактными соединениями, ответвительными коробками и другими электроустановочными изделиями;

- завязывать и скручивать электрические провода и кабели;

- использовать электроустановочные изделия (розетки, рубильники и другие виды изделий) для подвешивания одежды и других предметов;

- оставлять без присмотра включенные в электросеть нагревательные приборы, электрические плиты, духовые и жарокондитерские шкафы, телевизоры, другие приборы и оборудование, за исключением приборов, на которые нормативными документами допускается их эксплуатация без надзора (холодильники, персональные ЭВМ, факсы, модемы и другое подобное оборудование);

- накрывать электрические светильники (лампы) бумагой, тканью и другими горючими материалами;

- оклеивать и окрашивать электрические провода и кабели;

- применять в качестве электросетей радио- и телефонные провода.

^ Особого внимания требует проблема детской шалости с огнем.

28 апреля текущего года днем в одной из квартир 7-этажного дома в г. Бобруйске мать оставила детей 5-ти и 3-х лет на отца. Он же, не дождавшись жену, ушел, оставив детей одних. В руках у малышей оказались спички, доступ к которым в доме был свободным. Вернувшись домой с работы, женщина в задымленной квартире на кровати обнаружила дочку и сына. Мать эвакуировала детей в безопасное место.

Из-за сильного задымления создалась угроза жизни и здоровью жильцов вышерасположенных этажей. Подразделениями МЧС было эвакуировано 17 человек. Виновники произошедшего с диагнозом «отравление продуктами горения» были госпитализированы.

Обращение

Не оставляйте малолетних детей без присмотра, запрещайте им играть со спичками, другими зажигательными средствами. Постоянно объясняйте, какую опасность таит в себе огонь, воспитывайте у детей осторожное обращение с ним. Не поручайте им растапливать печи, разжигать газовые плиты, включать в сеть электронагревательные приборы, разводить костры. Разъясняйте правила поведения в случае возникновения пожара или других чрезвычайных ситуаций, выучите вместе с ними телефоны экстренных служб. Не проходите мимо детей, играющих с огнем!

В ходе совместных рейдов выявляются и берутся под особый контроль неблагополучные семьи, т.к. большинство пожаров происходит именно там, где дети предоставлены сами себе.

^ Неосторожное обращение с огнем по-прежнему самая распространенная причина возгораний и гибели людей на пожарах. Горько осознавать, что, как правило, происходят данные трагедии из-за выпивающих курильщиков. Сегодня эта вредная привычка приобрела новое содержание – курение под градусом все чаще убивает не постепенно, а мгновенно.

За текущий период в Могилевской области произошло 399 пожаров по этой причине, на которых погибло 108 человек, причем 96,5% из числа погибших на момент возникновения ЧС находились в состоянии алкогольного опьянения.

21 мая ночью в д. Курбаки Краснопольского района произошел пожар, в одночасье унесший жизни 2-х братьев – 1978 г.р. и 1981 г.р. После выпитого спиртного, мужчины заснули, не затушенный окурок спровоцировал возникновение пожара.

^ Людские жизни спасает автономный пожарный извещатель (далее-АПИ), который является одним из наиболее эффективных средств предупреждения пожара. С помощью чувствительных элементов он реагирует на возникшее задымление и подает мощный звуковой сигнал. Это особенно важно, когда жильцы чем-то отвлечены или спят. АПИ отреагирует даже на слабую концентрацию дыма в воздухе, будь он от источника огня внутри квартиры или проникает извне через строительные конструкции, входные двери или окна.

Наиболее прогрессивной формой оборудования домовладений и квартир граждан АПИ является соединение их в сеть с выводом сигнала о сработке на сигнально-звуковое устройство или соседние дома. В настоящее время данные системы внедряются в местах проживания слабослышащих и утративших двигательную активность престарелых граждан, инвалидов, малолетних детей.

Согласно Комплексной программе развития социального обслуживания и создания безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц Могилевской области на 2011-2012 годы (решение Могилевского областного Совета депутатов от 23.12.2010г. № 6-14) за 9 месяцев текущего года многодетным, одиноким инвалидам, одиноким и одиноко проживающим гражданам было установлено 3 646 АПИ.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности и нормативных документов системы противопожарного нормирования и стандартизации на граждан в виде штрафа до 30 базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин (Статья 23.56., часть 1)

Обязанность по обеспечению пожарной безопасности в домовладениях, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пожарной безопасности» несет его хозяин.

Обращение

Давайте научимся думать о собственной безопасности, безопасности окружающих и предпринимать все возможное для этого!


Центр пропаганды и обучения при Могилевском ОУ МЧС
2283739482192151.html
2283802351960149.html
2283898740220663.html
2283986360172331.html
2284154165602696.html