Таблица 1 - Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Таблица 1
Изменения, связанные с введением программ
бакалавров/магистров
по типам образовательных программ (в %)


Ожидаемые изменения

Образовательные программы

Бакалавр
одноур.

Магистр
одноур.

Бакалавр
+ магистр

В
целом

1

2

3

4

5

Вуз станет более привлекательным для иностранных студентов


48


87


79


75
^ Окончание табл.1

1

2

3

4

5

Выпускники востребованы на международном рынке труда


48


82


65


68

Вуз будет более привлекательным для отечественных студентов



63



70



69



68

Повысится значение принципа «непрерывного образования»


50


74


55


61

Выпускники востребованы на отечественном рынке труда


43


71


41


53

Структура обучения станет более прозрачной для студентов


47


54


55


53

Управление обучением станет более сложным


43


39


62


50

Новые профессиограммы будут более открытыми


44


55


43


48

Обучение станет ближе к практике


50


61


36


48

Отсев студентов будет меньше

43

52

33

41

Студенты смогут лучше составить свою индивидуальную программу



25



38



48



40

Курс обучения будет более совместим с другими курсами обучения



34



37



41



38

Границы между традиционными дисциплинами исчезнут


30


53


28


38

Обучение будет в большей степени организовано по дисциплинарному принципу



44



21



35



32

Студентам останется мало времени для самостоятельной учебной деятельности



36



33



27



31

Студентам останется мало времени для общего образования



25



17



17



19

Студентам останется мало времени для серьезных проектных работ



28



16



11



17


В анализируемом исследовании, проведенном в университете Касселя, выделены следующие группы изменений в связи с принятием болонской структуры (опыт подобного анализа мог бы быть использован вновь созданным Федеральным институтом развития образования России):

Совместное бюро Болонского процесса Конференции ректоров вузов (возможный пример для Российского союза ректоров) 12 января 2006 г. подготовило обзор, охватывающий такие темы, как «причины и цели Болонского процесса», «выводы и вызовы по отношению к немецким вузам», «состояние и реализация Болонского процесса в зимнем семестре 2005/2006 уч. года», «потребность в консультировании при переходе от школы к вузу» и др.

Введение двухуровневой структуры расширяет возможности выпускников со степенью бакалавров:

Что касается магистерской степени, то достигнуто согласие относительно того, что она может иметь принципиальное отличие от исследовательской и прикладной ориентаций и поступление на магистерскую программу может в отдельных случаях регулироваться другими критериями допуска, определяемыми вузом, нежели наличие степени бакалавра. Степень магистра:

Для российской высшей школы необходимо найти ответы на следующие вопросы:

1. Кто обосновывает целесообразность моноуровневых образовательных программ и по каким критериям?

2. Каждый ли бакалавр будет иметь принципиальное право продолжать образование на степень магистра?

3. Всякое ли направление подготовки будет иметь двухуровневую структуру?

4. Каков статус государственного образовательного стандарта (его концептуальные основания) для подготовки магистра?

5. Целесообразно ли сохранять законодательную норму о двух типах реализации основных образовательных программ – непрерывно и по ступеням?

Можно только завидовать немецким потребителям высшего образования, к услугам которых предоставляются:

По существу речь идет о создании консультационных сетей, структур и реформ кооперации между школами, вузами и агентствами по труду.


Перечень международных источников,
переведенных на русский язык

1. Центр развития высшей школы. Переход к квалификационным ступеням «бакалавр» и «магистр» как вызов для немецких вузов. Область деятельности и задачи. Вестник Центра. Вып. II «Образовательные программы бакалавра и магистра» (перевод В.И.  Прудковской).

Centrum für Hochschulentwicklung. Die Umstellung auf Bachelor–und Masterstudiengänge als Herausforderung für die deutschen Hochschulen: Handlungsfelder und Aufgaben. Positionspapier II zu Bachelor– und Masterstudiengänge.

2. Бакалавры и магистры Германии. Эмпирические данные о реформе структуры обучения. Научный центр исследования профессий и высшего образования. Университет Кассель (перевод О.Л. Ворожейкиной).

Bachelor und Master in Deutschland. Empirische Befunde zur Studienstrukturreform. Wissenschaftliches Zentrum für Berufs – und Hochschlulforschung. Universität Kassel.

3. Общие для федеральных земель структурные установки для аккредитации программ подготовки бакалавров и магистров согласно § 9 абз. 2 Федерального рамочного закона о высшем образовании (Решение конференции министров образования земель от 10.10.03 в редакции от 21.04.05.) (перевод О.Л. Ворожейкиной).

Ländergemeinsame Strukturvorgaben gemäβ § 9 abz. 2 HRG für die Akkreditierung von Bachelor – und Masterstudiengänge (Beschluss der Kulturministerkonferenz vom 10.10.02 idF vom 21.04.05).

4. Конференция ректоров вузов ФРГ. Болонский процесс: новые курсы обучения. Потребность в консультировании. Информационные возможности. Бригит Хеннеке / Штефан Бинефиельд. Сервисное бюро Болонского процесса. Конференция ректоров вузов (перевод О.Л. Ворожейкиной).

HRK Hochschulrektorenkonferenz. Bologna Prozess: Neue Studiengänge. Beratungsbedarf. Informationsmöglichkeiten. Brigit Hennecke / Stefan Bienefeld/ Service–Stelle Bologna der HRK. 12 Jasnuar 2006.

2273048674712240.html
2273240155884935.html
2273305445650509.html
2273453126261351.html
2273555026047719.html